На этой страничке размещены ссылки на некоторые статьи из газет и журналов. Они помогут вам ближе узнать педагогический состав школы, учеников и их родителей.

Слабовидящих тверских детей обучают слепые учителя

В единственной в Тверской области школе, в которой учатся незрячие и слабовидящие дети, работают 5 тотально слепых учителей. Одна из них - учитель начальных классов - Юлия Шишова. Она вот уже больше 15 лет занимается с детьми на дому.

Английский язык и музыка - любимые школьные предметы второклассника Стаса Кутейкина. Три раза в неделю его привозят родители на занятия на дом к учителю специальной школы для слепых и слабовидящих детей Юлии Шишовой. Ребенок требует индивидуального обучения. Стас уже читает и пишет по Брайлю. Это непросто. Чтобы овладеть методикой, нужна высокая чувствительность пальцев. На ее развитие требуется время. Всю информацию приходится запоминать.

В обучении таких детей, как Стас, у Юлии Шишовой сейчас двое учеников, сплошные особенности. К примеру, чтобы исправить ошибку в диктанте, учитель выносит ее на поля. Если снова ошибка – делает отдельную карточку, чтобы ребенок запомнил. Компьютер, планшет и диктофон – тоже в учебном арсенале. В своей работе Юлия Владимировна использует все новинки.

Методических пособий для обучения слепых детей – недостаточно. Опыт, интуиция, общение с коллегами помогает Юлии Шишовой составлять их самостоятельно. Она потеряла зрение 20 лет назад и сама прошла весь путь освоения грамоты по Брайлю и адаптации к жизни. Тотально слепых учителей в школе – пятеро, которые обучают 48 учеников, половину из них – индивидуально.

Юлия Шишова – деятельный человек. У нее много увлечений. В составе команды она ездит по всей России и участвует в интеллектуальных играх. Разводит цветы дома и на даче, ходит в библиотеку и в гости. Здесь ее главный помощник – собака-поводырь Рита. Гулять по всему городу Юлия с ней не может. Собака разучила несколько маршрутов и с пути уже не свернет. Как не намерена делать этого и сама Юлия. Она уверенно идет по жизни и помогает другим, оказавшимся в такой же трудной ситуации.

 

Путь к прозрению


Михаил Семенов

Конкурс чтецов «Прозрение души» областная специальная библиотека для слепых, носящая имя замечательного поэта, проводит уже более 10 лет. В нынешнем году Михаилу Ивановичу исполнилось бы 84. Ушел из жизни он летом 1998-го, но его стихи с тех пор нисколько не потускнели – по-прежнему трогают душу и взрослых, и детей.

В гостиной библиотеки много разнообразной публики, но больше – ребятни. Пролистав вместе с библиотекарем или учителем 16 сборников своего любимого автора, каждый из 26 участников нынешнего конкурса нашел себе произведение по душе – кто маленький стишок, кто – подлиннее, а кто и вообще – отрывок из поэмы. Все эти поэтические строки, в принципе, – легкие и светлые по мысли, простые и ладные, а нередко мягко-ироничные по стилю. Такой он был поэт, Михаил Суворов, потерявший зрение еще в подростковом возрасте при взрыве мины.

Что дает детям с ограниченными физическими возможностями чтение его стихов?

– Они раскрепощают, помогают устранять речевые и мышечные зажимы. То есть решают проблемы произношения и повествования, которые всегда есть у слабовидящих ребят, – говорит заведующая сектором по работе с детьми суворовской библиотеки Ольга Мельник. Раньше она работала в театральном отделении детской школы искусств и потому теперь профессионально занимается реабилитацией своих читателей с помощью арт-терапии. – К конкурсам все готовятся очень тщательно. Стараются читать стихи четко, выразительно, с правильной мимикой на лице. Наш маленький театр и начинался с цикла стихов Суворова «Голоса леса». Мы с ребятами показывали свою композицию и в школе для слепых, и в коррекционном детсаду, и в Торжке на юбилее образцового театрального коллектива «Светлячок».

Один за другим читают приготовленные строки ученики общеобразовательной коррекционной школы 3-го и 4-го видов. Ребята выступают в двух возрастных категориях. Лучшей чтицей, как потом выяснится, жюри назовет представительницу младшей группы – третьеклассницу Лизу Кириллову, задорно, даже озорно обыгравшую стихотворение «Вопросы». Второе место за четкое и образное представление суворовского «Охотника» получит представитель группы средней – шестиклассник Миша Семенов.

– Сегодня не прозвучит, к сожалению, «Я не служил, я очень штатский…» – эти стихи обычно берут для прочтения старшие ребята, а сейчас у нас нет выпускных классов, – говорит член жюри, старинный друг библиотеки Валентина Лис – человек творческий, пишущий рассказы, популяризирующий творчество Суворова и посвящающий ему собственные стихи. – Мне понравилось, что участвующие в конкурсе дети сами или с помощью других выбрали произведения как раз по своему возрасту и разумению. А все вместе они сделали удачный обзор творчества поэта.

Взрослые тоже подошли к участию в конкурсе очень разумно и ответственно.

– «Счастливую любовь» мне подсказали прочитать библиотекари, – признается победительница конкурса среди взрослых чтецов Мария Шерстнева, работающий в рекламе профессиональный психолог. – Я участвую в этом конкурсе впервые. Поэзию я вообще очень люблю, но из Суворова до сих пор знала только философские стихи. Теперь он мне открылся с новой стороны.

Второе место среди взрослых чтецов жюри присудило Татьяне Ботятиной за реалистично и с долей иронии, адресованной городским «дачникам», исполненное суворовское стихотворение «В деревне».

Впервые была членом жюри на таком конкурсе кандидат филологических наук, преподаватель кафедры основ издательского дела и литературного творчества ТвГУ, писатель и переводчик, автор трех книг и руководитель студии литературного мастерства Полина Громова.

 – Я просто поражена тем, как люди с ограниченными возможностями здоровья поняли и прожили стихи, – говорит она. – Они были выбраны и воспроизведены с совершенно точным попаданием в образ. И особенно приятно, что стихи вместе читали и дети, и взрослые – редко бывает такое художественное единение. Видно, что ребята год от года творчески растут, а это значит, что педагогами и библиотекарями проделывается колоссальная воспитательная работа.

Общее мнение участников и членов жюри таково: этот конкурс не стыдно было бы показать и в творческий вечер воспоминаний об отце дочери поэта, сотрудницы московской некрасовской библиотеки Валерии Суворовой, который пройдет здесь сегодня, 25 февраля. Пообщаться с ней, впрочем, суворовская библиотека приглашает всех желающих тверитян.

Л. Сидорова 25.02.2014 "Тверская жизнь"

 

Звенящий мяч учителя

Владимир Поляков с сыном

Он уже пятый год работает в специальной коррекционной общеобразовательной школе на улице Попова, недалеко от Волоколамского проспекта. После окончания Тверского государственного университета пришел в свой родной коллектив, потому что окончил эту же школу с золотой медалью. Правда, знания получал заочно, в Бологое, где и сегодня живут его родители. Сейчас это называется дистанционным обучением.

Когда я в утренних потемках открывала железную калитку школьной ограды (мы договорились с ним встретиться за час до начала уроков), то невольно поду­мала о том, что под ногами не особо­то и видно. Асфальт в этом районе старый, в выбоинах. Каково незрячему преодолевать все эти неровности? И вдруг слышу, меня кто­-то быстро и уверенно догоняет. Молодой худощавый человек был без тросточки, я не сразу поняла, что это и есть Владимир Поляков.

И вот мы сидим в его классе, рассчитанном всего на нескольких учеников. Да большие классы здесь и не нужны. А что крайне необходимо, так это повышенное внимание к каждому ребенку, более щедрый расход времени на него. И постоянное обучение самостоятельной жизни. Владимир Николаевич ведет сейчас третий класс, вдобавок к этому – информатику и музыку. Но о чем бы он ни говорил, жизненная наука, как не растеряться в этом мире слепому или слабовидящему, присутствует всегда. И что особенно ценно – эта наука от человека, который знает ее изнутри.

Сама атмосфера теплой и уютной школы, приветливые мягкие интонации педагогов располагают детей к тому, чтобы познавать этот мир и при этом не чувствовать себя обделенными судьбой. Двенадцать лет – целая эпоха в жизни ребенка. А познается здесь многое на голос и наощупь. Учебников с брайлевским рельефно-точечным шрифтом не хватает, поэтому Владимир Николаевич сам готовит тексты, которые нужно донести до учеников. Для этого в школе теперь есть брайлевский принтер. И давно уже не новшество – доступ к экрану через речевой вывод. Голоса виртуальных помощников дети различают по именам, заложенным в специальные программы: Мелена, Екатерина, Светлана, Борис, Николай. Эта обучающая школьная среда для них живая.

– Ребенок по своей натуре не драматизирует тот факт, что он не видит этот мир или видит только его контуры, – говорит Владимир Николаевич, – он не переживает, он живет и радуется этой жизни. Так устроен маленький человек. Драматизируют ситуацию чаще взрослые, которые его окружают и считают особенным, не дают проявить даже маленькую самостоятельность. В этом истоки многих будущих проблем.

Он знает, о чем говорит, потому что испытал все на себе. Зрение учитель потерял в пятилетнем возрасте после неудачной операции на глазах. Как потом выяснилось, с тем дефектом можно было жить, но врачи хотели сделать как лучше. Он хорошо помнит, что с ним происходило, как день сменился на ночь. Конечно, это внесло свои поправки в жизнь, но маленьким затворником Володя не стал. Друзья остались прежними, как и гонки на велосипеде по соседним улицам. Семья жила в частном секторе. Это значит, что у него было свое изученное безопасное пространство, которое не заканчивалось крыльцом. Городскому незрячему ребенку осваивать мир за пределами дома гораздо сложнее. Но это все равно нужно делать!

А что для незрячих людей можем сделать мы, привычно смотрящие в оба? Какие самые большие трудности у них вне дома? Как рассказал Владимир Николаевич, безопасность улицы для человека, потерявшего зрение, заключается прежде всего в ее предсказуемости, четких ориентирах. Любая колдобина, отсутствие бордюрного камня, который простукивается тростью, затрудняют движение. Сейчас в городе специально кладут тактильные плитки, но они больше помогают сориентироваться на гладкой дороге. А таких в городе немного.

Еще один момент, о котором учитель рассказывает чуть с юмором. Это о горячем желании прохожего помочь незрячему человеку перейти дорогу. Вот как это чаще всего бывает: его без всякого предупреждения хватают под руку и куда­-то ведут, ни о чем не спрашивая. Потом также неожиданно оставляют в одиночестве, не понимая, что человек уже сбился с четко обозначенного марш­рута. Спрашивать других тоже бывает бесполезно, потому что люди привыкли называть зрительные ориентиры.

Он старается, чтобы его воспитанники чувствовали себя в жизни как можно увереннее. И все начинания молодого учителя находят в коллективе дружескую поддержку. Здесь давно уже благодаря директору Виктории Владимировне Татариновой сложилась добрая созидательная атмосфера для детей и взрослых. С какой радостью недавно на школьном дворе открывали спортивную площадку! Когда Полякову предложили участвовать в конкурсе грантов, он не очень-то поверил, что победа реальна. Но это оказалось именно так. Один миллион рублей, выигранный по гранту, как раз и пошел на строительство этой площадки. Вполне понятно, что он сам и контролировал ход работ.

Игровой корт с искусственным покрытием у них обнесен пластиком. Это для того, объяснил Владимир Николаевич, чтобы ребята на слух чувствовали его границы. И дал мне подержать в руках звенящий мяч, который показался немного тяжелее обычного. А еще у него мечта – залить здесь зимой каток. Тогда не нужно будет ездить с ребятами на ипподром. Свой каток – это сказка!

Слушаю Владимира Николаевича, но не могу представить, как он катается со своими воспитанниками еще и на коньках. Правда, некоторые из них хоть немного, но видят. В этой школе знают, какой драгоценностью является даже остаточное зрение, когда на расстоянии 2,5 метра человек не может сосчитать пальцы врача. Но все равно на стул он уже не наткнется. А учитель полностью освоился в сплошной ночи. Еще в XVIII веке важную истину для человечества открыл философ Дидро в своем знаменитом «Письме о слепых в назидание зрячим». В нем он утверждал, что обделенный светом может жить с таким сиянием света в своей душе, которого никогда не испытает зрячий. Владимир Николаевич благодарит судьбу за то, что имеет возможность отдать это богатство детям.

Его друг тверитянин Алексей Пижонков, слепой от рождения, однажды написал стихи, звучащие очень сильно:

Любите жизнь, когда она черна,
Когда не счесть проблем и очень сложно,
Уже за то, что вам она дана,
Любите жизнь, пока еще возможно!

Когда я уже закрыла блокнот, Владимир Николаевич вызвался меня проводить. Легко сбежал по довольно крутым ступенькам лестницы, довел меня до калитки. Сумерки этого утра еще продолжались, за оградой пришлось аккуратно обходить лужи и тесно припаркованные машины (в школе есть задумка сделать сюда безопасную тропку от остановки). Хорошо, что учительской семье удалось купить квартиру неподалеку. И в ней сегодня два солнышка: любимая жена и сын.

А рабочий день Владимира Николаевича начнется с дистанционного урока. На связь с ним выйдет ученица седьмого класса Виктория Карпова из его родного Бологое. Этот мир девочка познает наощупь, и ей очень дорог понимающий голос учителя. Вроде бы издалека и так близко.

Т. Маркова 12.11.2013г. "Тверска жизнь"

От шрифта Брайля — к компьютеру

Отрешенный от окружающих людей и обстановки Виталий Виноградов медленно двигает пальцами по большим страницам книги без печатного текста. В специальной коррекционной общеобразовательной школе для инвалидов по зрению читать пальцами - занятие обычное. Здесь это называют чтением по Брайлю - в честь изобретателя рельефно-точечного шрифта. Виталий читает пока медленно, а пишет по специальному трафарету хорошо.

В этой школе, что на улице Попова в Твери, таким способом письму и чтению учат детей незрячих и с остаточным зрением. Но буквально на днях у педагогов появилась возможность расширить методы обучения, а у учеников - приобщиться к такому благу цивилизации, как компьютер.

В проводимом департаментом соцзащиты области конкурсе социальных проектов в числе победителей был и проект школы «Компьютер как средство социальной реабилитации инвалидов по зрению». В качестве приза авторы получили желанный компьютер. Благотворительные фонды «Доброе начало» и «Дом» морально и материально поддержали инициативу администрации школы организовать реабилитационный класс по расширенной программе обучения с применением компьютера, причем не только для детей, но и для взрослых инвалидов по зрению, кто изъявит желание.

Занятия в новом классе начались с освоения ребятами клавиатуры. Но недалеко то время, когда в этом классе появится и новая, более совершенная техника. Спонсоры проявили к этому интерес.

Н. Семенов "Горожанин"( от 18.02.2006 г)

 

Наша школа - наш дом

Наша школа, Специальная коррекционная общеобразовательная школа для слепых и слабовидящих, - уникальное учебное заведение для детей с ограниченными возможностями, единственное не только в Твери, но и во всей Тверской области. Своими корнями наша школа уходит в далёкий XIX век, когда по всей России нашла широкое распространение свойственная российскому обществу того периода благотворительная деятельность.

В качестве исторической справки: созданная в Санкт-Петербурге в 1881 г. частная благотворительная организация «Попечительство о слепых» в своём Уставе ставила целью «обучение слепых доступным им ремёслам и занятиям, дабы они могли существовать без посторонней помощи и работать и действовать по возможности самостоятельно». За годы существования Попечительства в Санкт-Петербурге было создано 29 его отделений различных городах России, в том числе и в г.Твери. Отделение «Попечительства императрицы Марии Александровны о слепых» было организована в Твери 7 февраля 1893 г. На средства местных отделений «Попечительства» было открыто 23 училищ для слепых в других городах, и в Твери также.

В обязанности Тверского отделения «Попечительства о слепых» вошло:
- «призрение, воспитание, обучение, слепых детей, подготовка их к самостоятельной деятельности»;
- «попечение взрослых слепых – помещение их в заведения, в которых они могли бы изучать доступные ремёсла, поддерживание их семей и тех лиц, которые бы взяли бы на своё содержание, помещение в богодельни и им подобные учреждения неспособных к грузу, слабых и престарелых».

6 сентября 1893 г.состоялось торжественное открытие училища для воспитания и обучения слепых детей.

Оно занимало помещение в верхнем этаже приюта на Косой улице в г. Твери. В училище обучались 8 слепых мальчиков подготовительного класса. Учителем и надзирательницей была назначена О.И. Народова, окончившая курс Тверской Мариинской женской гимназии, прошедшая практику в Санкт-Петербургском Александро-Мариинском училище, где получила звание учителя слепых детей. Законоучителем и учителем пения был назначен священник И.А. Казанский.

Финансировалось в 1893 г. отделение попечительства, средствами от церковно-кружечного сбора (1278 р.), членскими взносами (255 р.), частными пожертвованиями (1114 р.), сборами от устройства благотворительных спектаклей, балов и т.п. (35 р.), пособиями от Тверской городской Думы (200 р.) и Тверского губернского земства (300 р.).

В училище слепых из 8 мальчиков – 7 человек крестьянские дети, один мальчик – из мещан. Возраст – от 9 до 13 лет.

В 1898 г. при училище для слепых детей были созданы специальные мастерские для обучения воспитанников ремёслам. Наставницей и попечительницей по-прежнему оставалась О.И. Народова, законоучителем - священник Иоанн Казанский.

В 1898 г. в Тверском училище для слепых детей обучалось уже 20 мальчиков (девочек не брали) [все мальчики из крестьян]. Кроме обычного набора дисциплины, детей учили музыке и гимнастике.

Главной задачей в своей деятельности училище по-прежнему ставило умственное и физическое развитие воспитанников, в особенности развития рук и осязания, воспитание самостоятельности и независимости от посторонней помощи.

Дети приучались к бытовому самообслуживанию [в училище введено было дежурство по столовой и комнатам].

Много внимания педагоги уделяли нравственному воспитанию, отучали детей от вредных привычек и наклонностей. На экзаменах в училище дети продемонстрировали хорошую развитость, память и знания. Математические знания старших воспитанников удивили экзаменаторов, которые с карандашом в руках не успевали за логическим построением и решением задач слепыми в уме.

ККультурно-воспитательная работа в училище: чтение журнала «Досуг слепых» и книг по Брайлю, хоровое пение, подвижные игры, шашки, игра на рояле и т.п.

Сад при училище: летом прогулки, зимой – санки с горы. Посещение монастырей, рощ. Медпомощь – 2 врача бескорыстно. Медикаменты бесплатно в одной из аптек Твери.

Небольшая библиотека при училище, где книги по Брайлю, книги унициалом, периодика для чтения детям вслух.

В Твери существовал кружок людей, сочувствовавших воспитанию слепых. Именно ими для школьной библиотеки были переписаны точечным шрифтом стихотворения Некрасова, Никитина, проза Гоголя, Михайлова, Белинского, Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», «Конёк – Горбунок» Ершова.

В России в конце XIX в.– начале XX в. издавалось 2 журнала для слепых : «Досуг слепых» (духовно-художественного направления, в 1897 г.), «Слепец» (решал вопросы образования, трудоустройства, воспитания слепых, статистические сведения, с 1887 г.)

В 1917 г. в период Февральской и Октябрьской революций благотворительные общества, действовавшие под покровительством царской семьи, были упразднены.

С С установлением Советской власти на территории Тверской губернии были созданы различные организации, задачей которых стало трудоустройство, быт и обучение слепых.

Обучение слепых продолжалось в специальной школе, находившейся в ведении Тверского ботдела народного образования. Временем возобновления организации слепых в самостоятельное общество считается 8 июля 1925 г.

Начали сразу же с организации мастерской (10.02.1927, щетки).

Наряду с производственной деятельностью мастерской, налаживанием быта слепых встал вопрос о культурной работе со слепыми. В Твери в 1927 г. начал работать ликпункт , занимавшийся обучением слепых грамоте и основам арифметики.

Школа для слепых детей продолжала свою работу параллельно с Губотделом ВОС, который в 1927 г. провёл анкетирование слепых в губернии. В анкету был включён вопрос об образовании, грамотности по Брайлю, роду занятий до и после потери зрения.

В начале 1928 г. губотдел ВОС совместно с губоно провел проверку школы слепых, которая к тому времени была переведена из Твери в г. Торжок. Отмечалось хорошее содержание слепых, но были большие проблемы с дисциплиной, т.к. в школу принимались «переростки». В новом здании в г. Торжке продолжали работать мастерские.

Но одной школы слепых на всю губернию было недостаточно: число неграмотных и не имеющих специальности слепых было велико. В 1928 г. провели статистическое обследование состояние грамотности слепых членов ВОС: в Тверском ВОС из 72 слепых 20 человек грамотных, 5 по Брайлю, 47 неграмотных; в Новоторжком районе из 97 человек – 75 неграмотных, 21 – общая грамотность, 1 – по Брайлю. В других, более удаленных от Твери регионах, и того хуже.

Из Тверской губернии в том же году (1928 г.) отправили желающих учится на Московский рабфак, в Ленинградские медицинский и музыкальный техникумы. Студенты получили от ВОС стипендию 49 руб. и общежитие.

В конце 20-х годов в Твери организовали общежитие для рабочих-слепых и пункт по ликвидации неграмотности. Школа для слепых была расширена – от 30 до 45 слепых детей. При школе открыли специальные курсы для «переростков».

Во время ВОВ ВОС продолжала свою работу. После освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков встал вопрос трудоустройства прибывающих из эвакуации слепых. С 1 марта 1942 г. заработали учебно- производственные мастерские; к сентябрю 1942 г. в мастерских было обучено 10 человек. После освобождения Калинина возобновила свою работу единственная в области библиотека для слепых, библиотечный фонд которой насчитывал 1342 книг.

В начале 1943 г. в Калининской ячейке ВОС состояло 197 человек; из которых грамотных было 103 человека, владели системой Брайля – 143 человека. В 1943 г. 13 слепых закончили школу для неграмотных взрослых, 16 человек продолжали своё обучение.

В 1952 г. на VII съезде был принят новый устав ВОС, в соответствии с которым задачами организации ВОС являлись:
1) вовлечение слепых в члены общества;
2) трудоустройство слепых;
3) проведение воспитательной работы;
4) организация культурно-просветительной работы среди слепых;
5) улучшить материально-бытовых условий слепых (члены ВОС – с 14 лет; 10% - зрячих)

Выполняя решение VII съезда (пункт 3, 4), в 1953 г. в Калининской области при учебно-производственных мастерских были организованы учебно-консультационные пункты от Ленинградской чно-заочной сменной (вечерней) общеобразовательной школы для слепых и слабовидящих.

Калининский УКП при УПП (учебно-производственные мастерские были переименованы 13 июня 1958 г. в учебно-производственные предприятия) формально относился сразу к двум гороно: Ленинградскому, откуда бухгалтерия начисляла зарплату учителям, и Калининскому, где подписывались документы, отправляемые в Ленинград. Постоянного штата учителей не было – работали совместители, заведующие учебно-консультационным пунктом, также менялись ежегодно до 1958 г.

В 1958 г. трое незрячих студентов-выпускников историко-филологического факультета Калининского государственного педагогического института им. М. И. Калинина получили направление на работу в систему образования слепых: в Калининский УКП при УПП ВОС -Суворов Михаил Иванович, в Торжокский УКП- Гарнецкий Николай Петрович и в Благовещенскую школу-интернат для слепых детей Михаил Александрович Верескун.

С первых дней вступления в должность заведующего УКП Суворов М.И. занялся подбором штата сотрудников: 1) совместителям была предложена постоянная работа на УКП; 2) приглашены на педагогическую работу незрячие учителя; 3)привлечены к вопросу о необходимости получения слепыми среднего образования местной организации ВОС, местком производства, комсомольская и партийная организации, отдел кадров; 4) подготовлен списочный состав потенциальных учащихся из числа работников учебно-производственного предприятия; 4)проведены индивидуальные беседы с каждым рабочим предприятия.

Труднее всего пришлось с подбором помещения: в первые годы существования УКП при УПП учителя и учащиеся вынуждены были заниматься в цехах (в бытовках), в Красном уголке УПП, на квартире у незрячих учителей, в общежитии.

Видя энтузиазм учителей и неиссякающую тягу слепых к знаниям, дирекция производства выделила для УКП 3 комнаты в административном корпусе, а затем трехкомнатную квартиру в новом общежитии, в которых обустроили 4 класса. Ежегодные ассигнования от областного правления ВОС и Калининского производства дали возможность заведующего УКП Суворову создать крепкую материальную базу: на уроках химии, физики проводились полноценные опыты. Большое число тифлотехники и наглядных пособий (брайлевских пишущих машинок, разборных муляжей и т. п.) делало работу УКП живой и увлекательной. Сама личность М. И. Суворова, инвалида 1 группы по зрению, члена Союза Советских писателей, являлась примером для подражания. Первые десятилетия существовали так называемые «гвардейские классы» - классы из военно-ослепших (С. Лавров, И. Хатров, Н. Костриков, И. Виноградов) и классы из «детей войны» - мальчишек, потерявших зрение в первые послевоенные годы в местах, где проходили ожесточенные бои в ВОВ. Многие из детей войны, кроме слепоты имели ранения верхних и нижних конечностей. Областное правление ВОС собрало таковых из других УКП (г. Торжок и г. В-Волочек) в д/о «Игуменка», где М. И. Суворов в течение 1 месяца обучал слепых читать по системе Брайля культями и частями лица.

Опираясь на поддержку педколлектива, М. И. Суворов вводил для изучения в школе новые предметы (иностранные языки, черчение по мягкой доске, информатику, мировую художественную культуру, производственную зарядку; уроки стихосложения и риторики), потом вышло краеведение и литературное краеведение. В воспитательных целях лучшие ученики по представлению заведующего УКП уходили в отпуск летом; «хорошистам» выдавались поощрительные премии от производства. Новая мебель и предметы гигиены (мыло, порошок стиральный, полотенца и прочее) лежали на обязанностях коменданта общежития. Поощрялось участие в спортивных соревнованиях и художественной самодеятельности. Все работники УПП до 35- летнего возраста должны были учиться.

Кроме коллектива учителей, школой управлял Совет авторитетных учащихся. Пропуски учащихся ежемесячно отмечались в списках, подаваемых в первичную организацию ВОС: пропуск без причины вел за собой лишение субсидий на секретаря-чтеца. Школа создала свой Кодекс чести и свои традиции, сложившиеся в течение 40-летнего периода работы М.И. Суворова директором школы для слепых и слабовидящих.

Начав свою работу как консультационный пункт при учебно-производственном предприятии ВОС, Тверская школа для слепых и слабовидящих (статус школы присвоен учреждению в 1992 г в связи с изменением общественных политических условий в жизни страны) под руководством М.И Суворова стала учебным заведением с 6 формами обучения: очной, заочной, индивидуальной, коррекционной, реабилитационной, экстернантной. В 1996 г. директору школы Суворову М.И. было присвоено звание заслуженного учителя Российской Федерации.

Следуя гуманистической направленности русской педагогики, М.И. Суворов утверждал и на собственном опыте доказал, что «жажда жить разумной человеческой жизнью у слепых сильна, может быть, сильнее, чем в других людях окружающей среды… и, если дать слепому возможность учиться, он способен воспринимать все самое великое , самое прекрасное из завоеваний человеческой мысли…».

Сохраняя общую направленность и традиции школы, новое руководство школы для слепых и слабовидящих в г. Твери развивает и совершенствует тифлопедагогические приемы работы с воспитанниками школы, соотнося новые начинания с их возрастом. Ведь с изменением статуса школы контингент воспитанников за последние десятилетия «помолодел» на целые поколения, пожалуй, даже на 2 поколения: в нашей школе теперь осуществляется непрерывность образования незрячего от детсадовского возраста (подготовительные группы) до безгранично (обучение брайлевской грамотности и информатике взрослых слепых). Учитывая возраст наших подопечных, в систему общеобразовательных программ введены физкультура, ЛФК, ППД, развитие мелкой моторики и осязания, развитие мимики и пантомимики, уроки музыки, уроки рисования, трудовое обучение (мальчикам – деревообработка, девочкам – бисероплетение). Детям предоставлена возможность заниматься в бассейне плаванием и конным спортом на конно-спортивной базе «Перемерки», куда детей доставляют безвозмездно на транспорте добровольных помощников-человеколюбов.

С получение нового здания, благодаря неустанной работе всего педагогического коллектива, который за последние годы пополнялся специалистами в области детской педагогики (логопед, психолог, социальный реабилитолог, учителя начальной школы) школа привлекла к себе внимание общественности – многие организации добровольно спонсируют школу, помогают в приобретении новой мебели и современного оборудования: физкультурный зал (на зависть другим) имеет различные тренажеры; работает сенсорная комната реабилитации оборудована в школьном дворе спортивная площадка. Воспитанники школы получают полноценное питание и отдых-прогулка в течение 40 минут между уроками. Посещение театров, цирка, филармонии и многих общественных городских зрелищных мероприятий происходит по инициативе и за счет спонсоров («Доброе начало», «Телесемь»). Достижения и нужды школы широко освещаются в печати и озвучиваются в теле- и радиовещании, чем опять же привлекается внимание к контингенту учащихся: с нашей школой завязали дружбу художники, певцы, предприниматели.

Благодаря спонсорам многие учащиеся школы получили индивидуальные компьютеры для незрячих, ноутбуки, электронные лупы. 2 классных помещения оборудованы современной оргтехникой.

Наша школа – наш общий дом, объединяющий людей разных возрастов, характеров, судеб, национальностей и вероисповедания. Мы свято следуем традиции: пусть каждому будет тепло и уютно в нашей школе.

Честь школы складывается из личных достоинств и достижений каждого, поэтому свою деятельность мы в первую очередь направляем на воспитание у учащихся школы нравственности, толерантности, готовности помочь ближнему.

Заповедь нашей школы: «Трудные обстоятельства и тяжелые условия не оправдывают дурных поступков и поведения. Порядочный человек в любых обстоятельствах остается человеком Чести».

Накопление знаний – не самоцель: незрячий учится, чтобы наравне со зрячим, а, может быть, и выше его, приобщиться к труду на благо общества, адаптироваться в среде зрячих так, чтобы они забыли о твоем недуге, - вот еще одна из заповедей нашей школы (в школе есть мемориал Суворова М.И.)

Мы можем гордиться своими учениками: у нас есть педагоги, юристы, массажисты, музыканты и даже предприниматели. Наши ученики – теперь наши коллеги.

Воспитать на словах любовь к Отечеству, к малой родине, гордость за народ, к которому принадлежишь, можно только, показав просторы страны и духовное богатство, истоки его и примеры для подражания. «Только объединив усилия трех поколений учителей, - говорит президент страны,- старшего поколения – носителя лучших традиций классического образования; среднего поколения – опыта переходного периода и молодых учителей – экспериментаторов, мы получим современную школу строителей будущего нашей страны».

В.Я. Лис